Полезная информация и статьи

Типы маневровых локомотивов

Маневровый локомотив представляет собой вид локомотива, предназначенного для выполнения маневровых операций на железнодорожных станциях и подъездных путях. Он используется для перемещения вагонов по станционным путям, формирования и разборки составов, а также для подачи вагонов к грузовым платформам, ремонтным путям и для перестановки составов между различными парками.

Основные требования к маневровым локомотивам

Маневровый локомотив работает в основном в условиях частых разгонов и остановок, что требует высокого сцепного веса и значительных тяговых усилий. В связи с этим такие локомотивы обладают относительно высокой тягой и невысокой расчетной скоростью для работы в длительных режимах. Важно, чтобы маневровый локомотив обеспечивал безопасное движение на максимально возможной скорости, эффективное торможение, быструю смену направления (реверсирование) и обладал высокой надежностью. Управление должно осуществляться из одной кабины, обеспечивающей обзор в обе стороны, так как при маневровых работах часто требуется менять направление движения, и переход между кабинами ухудшил бы производительность.
На начало XXI века большинство маневровых локомотивов — это тепловозы, так как их работа зачастую происходит на путях без электрификации, где ее установка либо экономически невыгодна, либо технически сложна. Электровозы с аккумуляторами встречаются редко, так как они не всегда обладают необходимой мощностью и надежностью. Также существуют дизель-электрические маневровые локомотивы, способные работать и как электровозы. В эпоху паровозов на маневрах часто использовались танк-паровозы.

Мощностные требования

С увеличением объемов перевозок и массы поездов к маневровым локомотивам предъявляются более высокие требования по мощности и тяговым характеристикам. Особенно мощными должны быть маневрово-вывозные локомотивы, которые, помимо маневровых операций, занимаются также перевозкой составов между станциями и узлами. Если до 1970-х годов мощность двигателей таких локомотивов составляла 550–770 кВт, то в 1980-х стали поступать модели мощностью от 835 до 1040 кВт. Тяжелые составы перемещаются локомотивами мощностью 1540 кВт, а в будущем планируется создание локомотивов с мощностью до 2300 кВт. Иногда для маневров используются магистральные тепловозы и другие виды локомотивов, но их эффективность значительно ниже по сравнению со специализированными моделями.